Плавание программа 2023

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Спортивная школа города Пикалево имени Н.И. Жебко»

Принята на заседании
педагогического совета
от 29 августа 2023 года
протокол № 1

Утверждена приказом МБОУ ДО
«СШ г. Пикалево имени Н.И. Жебко»
от 29 августа 2023 года
№ 81-о

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО ВИДУ СПОРТА «ПЛАВАНИЕ»

Срок реализации программы на этапах подготовки:
Этап начальной подготовки – 2 года;
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет.

Разработчики программы:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе и безопасности Егорова Е.А.
старший тренер-преподаватель Беляева Л.В.
тренер-преподаватель Панфилова С.С.
тренер-преподаватель Юналайнен Ю.А.
тренер-преподаватель Минкина Е.М.

г. Пикалево
2023 год

Содержание
I.
Общие положения……………………………………………………….…..3
1.
Название дополнительной образовательной программы………….……….3
2.
Цель программы………………………………………………………………3
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки…………………….………………………………………....5
3.
Характеристика вида спорта «плавание»..…………………………………5
4.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную
подготовку в группах на этапах спортивной подготовки…….………………………6
5.
Объем Программы …………………………………..………………………7
6.
Виды
(формы)
обучения,
применяющиеся
при
реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки………………8
6.1 Учебно-тренировочные занятия………………………………………...……...8
6.2 Учебно-тренировочные мероприятия…………………………………………..8
6.3 Спортивные соревнования………………………………………………………9
7.
Годовой учебно-тренировочный план……………………………………….9
8.
Календарный план воспитательной работы………………………...……...12
9.
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним………………………………………………………………………….14
10.
Планы инструкторской и судейской практики …………………………..15
11.
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств………………………………………………...…………...16
III. Система контроля………………………………………………...…………..18
12.
Промежуточный и итоговый контроль……………………...……………18
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся
по годам и этапам спортивной подготовки………………………………………….....19
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)………...23
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки……………………………………………...…………...23
15.
Учебно-тематический план…………………………………...…………...30
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам……………………………………………...……………..33
16. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам по виду спорта «плавание»……………...………………..33
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки……………………………………………...………………...33
17. Материально-технические условия реализации Программы……………..33
18.
Кадровые условия реализации Программы……………...………………..36
19.
Информационно-методические условия реализации Программы…...….37
20.
Дистанционное обучение……………………………………………...……38

I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «плавание» (далее – Программа) предназначена для организации
образовательной деятельности по спортивной подготовке с учетом:
- совокупности минимальных требований к спортивной подготовке,
определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта
«бокс», утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 10041
(далее – ФССП);
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О Физической культуре и
спорте в Российской Федерации»;
- Приказа Минздрава России от 23.10.2020 г. № 631н «Об утверждении
порядка оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической
культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных и
спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих
пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в
организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» и форм
медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях» (с изменениями и дополнениями);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного
процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
- организация тренировочного, методического воспитательного процессов,
направленных на осуществление разносторонней физической и специальной
спортивной подготовки, укрепление здоровья и личностное развитие лиц,
проходящих спортивную подготовку;
- формирование спортивного мастерства, воспитание специальных
психических качеств, приобретение соревновательного опыта с целью повышения
спортивных результатов;
- привлечение к специальной подготовке перспективных спортсменов для
достижения ими стабильных высоких результатов.
Основными задачами этапа начальной подготовки являются:
оздоровительные:

1

(зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2022 года, регистрационный № 71597).

- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию
обучающихся;
- привитие навыков здорового образа жизни через потребность в
систематических занятиях физкультурой и спортом.
образовательные:
- формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств;
- создание условий, способствующих выявлению и развитию интереса
обучающихся к систематическим занятиям спортом;
- формирование умений выполнять учебные задания;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями, техническими действиями.
спортивные:
-всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
-формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
-формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
-повышение уровня общей физической и специальной физической
подготовленности;
- освоение основ техники по виду спорта;
- приобретение опыта выступления на официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта;
- выполнение необходимых требований для дальнейшего прохождения
спортивной подготовки на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации).
На учебно-тренировочном этапе задачи спортивной подготовки отвечают
основным требованиям формирования спортивного мастерства, к которым
относятся:
оздоровительные:
- дальнейшее укрепление здоровья;
- соблюдение режима учебно-тренировочных занятий и периодов отдыха,
режима восстановления и питания;
- овладение навыками саморегуляции и самоконтроля.
образовательные:
- формирование устойчивого интереса и спортивной мотивации к занятиям
видом спорта;
- воспитание духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств обучающегося;
- ознакомление с правилами безопасности при занятиях;
- владение основами теоретических знаний о виде спорта;
- овладение навыками учета тренировочных нагрузок и ведения дневника
самонаблюдения, в том числе с применением цифровых технологий;
- знание антидопинговых правил.
спортивные:

повышение уровня общей физической и специальной физической,
технической,
тактической,
теоретической
и
психологической
подготовленности;
формирование физических качеств с учетом возраста и уровня влияния
физических качеств на результативность;
приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных
соревнованиях на первом и втором годах учебно-тренировочного этапа (этапа
спортивной специализации);
достижение стабильности результатов участия в официальных
спортивных соревнованиях на третьем - пятом годах учебно-тренировочного
этапа (этапа спортивной специализации).
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
3. Характеристика вида спорта «плавание».
Умение плавать-жизненно необходимый навык, позволяющий человеку
чувствовать себя намного свободнее и увереннее в окружающем мире. Это ни с чем
несравнимое удовольствие возможность испытывать красоту собственных
движений насладиться гармонией водной среды приблизиться к ощущению полета.
Плавание — это именно тот вид спорта, который максимально подходит для
закалки не только всего организма, но и характера, выражению чувства
ответственности и веры в собственные силы. Благодаря плаванию человек
развивается физически: укрепляются все группы мышц, оказывается благотворное
влияние на работу сердечно-сосудистой системы, улучшаются показатели основных
физических качеств-силы, скорости, выносливости, быстроты и координации
движений. Занимаясь плаванием человек долгое время остается подтянутым,
бодрым и активным, способным достигать гармонии тела и духа.
Спортивное плавание подразумевает систему специальной подготовки и
участие в соревнованиях, которые организуются по определенным нормам и
правилам.
Основными способами спортивного плавания считаются:
Баттерфляй— плавание в этом стиле подразумевает симметричные
одновременные движения правой и левой частями тела. Спортсмен совершает двумя
руками широкий мощнейший гребок. При его выполнении верхняя часть туловища
пловца приподнимается над поверхностью воды, а ногами одновременно
выполняются симметричные удары «от таза».
Брасс— используя данный стиль, спортсмен нижними конечностями
производит толчок в горизонтальной плоскости, а руки подает вперед
одновременным симметричным движением. Цикл движений при данном виде
плавания включает одновременные и симметричные движения руками, один выдох
и вдох ртом, движения ногами. Стиль «брасс» — медленный по скорости тип
спортивного плавания.
Кроль на груди (вольный стиль). Во всех современных правилах и
классификациях вместо кроля на груди описывается способ «вольный стиль». Это

означает, что спортсмен может плыть без ограничений любым удобным для него
способом, а также имеет право менять его в любой момент, преодолевая дистанцию.
Кроль на груди — самый быстрый в плане скорости стиль плавания, поэтому
многие пловцы отдают предпочтение именно этому способу. При плавании в стиле
«кроль» спортсмен выполняет широкие гребки вдоль туловища левой и правой
руками попеременно, а ногами постоянно производит удары в вертикальной
плоскости (подобные движения напоминают работу ножниц). Лицо человека при
плавании вольным стилем опущено в воду. В момент одного из гребков пловец
поднимает лицо из воды, чтобы сделать очередной вдох, при этом он поворачивает
голову сторону.
Кроль на спине (плавание на спине). Напоминает перевернутый кроль на
груди. Применяя этот способ, спортсмен осуществляет удары ногами вверх-вниз
поочередно, а руками производит попеременные гребки. Лицо пловца в основном
постоянно находится над поверхностью воды, исключая момент старта и повороты.
Спортсмен всю дистанцию плывет на спине. При виде плавания на спине старт
осуществляется из воды, тогда как при спортивном плавании баттерфляем, брассом
и при заплывах с использованием вольного стиля все участники соревнования
стартуют со специальной тумбы. Кроль на спине считается третьим по скорости
типом спортивного плавания.
Комплексное плавание (сокращенно называют "комплекс") не является
каким-то самостоятельным стилем, это вид спортивного плавания, предполагающий
преодоление дистанции всеми четырьмя стилями равными отрезками. Порядок
чередования стилей в комплексном плавании установлен жестко: баттерфляй –
спина–брасс –вольный стиль, и не допускает другого порядка прохождения
дистанции спортсменом. Комплекс является очень требовательным к физической
подготовке пловца и предполагает хорошее владение всеми четырьмя стилями
плавания.
Умение плавать позволяет не только преодолевать вплавь водные преграды,
но, главное, предохраняет людей от гибели при несчастных случаях на воде. В
России обучение плаванию всего населения является важной государственной
задачей.
4. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную
подготовку в группах на этапах спортивной подготовки:
Таблица 1
Этапы спортивной
подготовки

Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)

Возрастные границы лиц,
проходящих спортивную
подготовку (лет)

Наполняемость
(человек)

Для спортивной дисциплины "плавание"
Этап начальной подготовки

2

7

15

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной

5

9

12

специализации)

Зачисление на указанные этапы спортивной подготовки и перевод лиц,
проходящих спортивную подготовку, на следующий этап производится с учѐтом
результатов спортивной подготовки, которые должны соответствовать требованиям,
установленным ФССП. Возраст обучающихся определяется годом рождения и
является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение
указанного возраста не более чем на два года.
5. Объем Программы
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «плавание» реализуется на двух этапах:
- этап начальной подготовки (далее-НП);
- учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) (далее-УТ).
Продолжительность этапов, минимальный возраст для зачисления на этапы и
минимальное количество лиц указаны в таблице 2.
Таблица 2
Этапы и годы спортивной подготовки
Этапный норматив

Этап начальной подготовки
До года

Свыше года

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
До трех лет

Свыше трех лет

Для спортивной дисциплины "плавание"
Количество часов в
неделю

4,5 - 6

6-9

12 - 14

16 - 18

Общее количество
часов в год

234 - 312

312 - 468

624 - 728

832 - 936

При комплектовании учебно-тренировочных групп в Учреждении:
1) формируются учебно-тренировочные группы по виду спорта и этапам спортивной
подготовки, с учѐтом:
- возрастных закономерностей, становления спортивного мастерства (выполнение
разрядных нормативов);
- объѐмов недельной тренировочной нагрузки;
- выполнения нормативов по общей и специальной физической подготовке;
- спортивных результатов;
- возраста обучающихся;
- наличия у обучающихся медицинского заключения о допуске к занятиям видов
спорта;
2) возможен перевод обучающихся из других организаций;
3) максимальная наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки не должна превышать двукратного количества обучающихся, указанных
в таблице 2.
Перевод по годам обучения на этих этапах осуществляется при условии
положительной динамики прироста спортивных показателей.

6. Виды
(формы)
обучения,
применяющиеся
при
реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
6.1. Учебно-тренировочные занятия:
- учебно-тренировочные занятия (групповые, индивидуальные и смешанные), в том
числе с использованием дистанционных технологий;
- учебно-тренировочные мероприятия (учебно-тренировочные сборы);
- самостоятельная подготовка по индивидуальным планам, в том числе с
использованием дистанционных технологий;
- спортивные соревнования;
- контрольные мероприятия;
- инструкторская и судейская практики;
- медицинские, медико-биологические и восстановительные мероприятия.
6.2.
Учебно-тренировочные мероприятия
Виды учебно-тренировочных мероприятий и предельная продолжительность
учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки указаны в
таблице 3.
Таблица 3

N
п/п

Виды учебно-тренировочных мероприятий

Предельная продолжительность учебнотренировочных мероприятий по этапам
спортивной подготовки (количество
суток) (без учета времени следования к
месту проведения учебно-тренировочных
мероприятий и обратно)
Этап начальной
подготовки

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к
международным спортивным соревнованиям

-

-

Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к
1.2.
чемпионатам России, кубкам России, первенствам
России

-

14

1.3.

Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к
другим всероссийским спортивным соревнованиям

-

14

1.4.

Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к
официальным спортивным соревнованиям субъекта
Российской Федерации

-

14

1.1.

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
2.1.

Учебно-тренировочные мероприятия по общей и

-

14

(или) специальной физической подготовке
2.2.

Восстановительные мероприятия

-

-

2.3.

Мероприятия для комплексного медицинского
обследования

-

-

2.4.
2.5.

Учебно-тренировочные мероприятия в каникулярный
До 21 суток подряд и не более двух
период
учебно-тренировочных мероприятий в год
Просмотровые учебно-тренировочные мероприятия

6.3.

-

До 60 суток

Спортивные соревнования
Таблица 4
Этапы и годы спортивной подготовки

Виды спортивных
соревнований

Этап начальной
подготовки
До года Свыше года

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной
специализации)
До трех лет

Свыше трех лет

Для спортивной дисциплины "плавание"
Контрольные

1

3

4

6

Отборочные

-

-

2

2

Основные

-

1

2

4

Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно
Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта
"плавание";
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых
правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
7. Годовой учебно-тренировочный план
Годовой учебно-тренировочный план рассчитывается на 52 недели в год:
- включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам
спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного
процесса.
- самостоятельная подготовка может составлять не менее 10% и не более 20%
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной
образовательной
программы
спортивной
подготовки
устанавливается в часах, рассчитывается в академических часах (45 минут) с учетом
возрастных особенностей и этапа подготовки занимающихся, и не может
превышать:

- на этапе начальной подготовки – двух часов;
- на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех
часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические,
восстановительные,
медико-биологические
мероприятия,
инструкторская и судейская практика.
Занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее
20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускаются окончание занятий
в 21.00 часов.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебнотренировочных мероприятий и участия спортивных соревнований.
Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса в
Учреждении:
1) объединяются (при необходимости) на временной основе учебнотренировочные группы для проведения учебно-тренировочных занятий в связи с
выездом тренера-преподавателя на спортивные соревнования, учебнотренировочные мероприятия (сборы), его временной нетрудоспособности,
болезнью, отпуском;
2) проводятся (при необходимости) учебно-тренировочные занятия
одновременно с обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при
соблюдении следующих условий:
- не превышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух
спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
- не превышения единовременной пропускной способности спортивного
сооружения;
- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
Учебно-тренировочные мероприятия (сборы) проводятся в целях
качественной подготовки обучающихся и повышения их спортивного мастерства.
Направленность, содержание и продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий (сборов) определяется в зависимости от уровня подготовленности
обучающихся, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных
соревнований с учѐтом классификации учебно-тренировочных мероприятий
(сборов).

Годовой учебно-тренировочный план (Таблица 5)
Этапы и годы подготовки
Этап начальной
Учебно-тренировочный этап(этап
подготовки
спортивной специализации)
1 год
№
п/п

Виды подготовки и иные
мероприятия

15
129

2 год
1 год
2 год
3 год
4 год
Недельная нагрузка в часах
5
6
6
8
9
12
14
16
17
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия
в часах
2
2
2
2
2
3
3
3
3
Наполняемость групп (не менее человек)
15
15
15
15
15
12
12
12
12
143
172
160
213
237
269
313
267
282

50

54

4,5

2

1. Общая физическая подготовка
Специальная физическая
2.
подготовка
Участие в спортивных
3.
соревнованиях
4. Техническая подготовка
5. Тактическая подготовка
6. Теоретическая подготовка
7. Психологическая подготовка
Контрольные мероприятия
8.
(тестирование и контроль)
9. Инструкторская практика
10. Судейская практика
Медицинские, медико11.
биологические мероприятия
12. Восстановительныемероприятия
Общее количество часов в год

66

5 год
18

3
12
300

75

100

112

163

188

250

265

281

3

4

5

12

15

83

88

94

43
2
2
2

45
3
3
3

56
3
3
3

56
3
3
3

75
4
4
4

84
5
5
5

102
12
12
12

116
15
15
15

150
17
17
8

159
18
18
9

169
19
19
9

2

3

3

3

4

5

12

15

8

9

9

0

0

0

6

7

8

9

9

0

0

0

6

7

8

9

9

2

3

3

3

4

5

6

7

8

9

9

2

3

3

3

4

5

12

15

8

9

9

234

260

312

312

416

468

624

728

832

884

936

8.

Календарный план воспитательной работы
Таблица 6

№
п/п
1.
1.1.

1.2.

2.
2.1.

2.2.

Направление работы

Мероприятия

Профориентационная деятельность
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение
и применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного
отношения к решениям спортивных
судей.
Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия, в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения
к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе.
Здоровьесбережение
Организация и проведение
Дни здоровья и спорта, в рамках
мероприятий, направленных на которых предусмотрено:
формирование здорового
- формирование знаний и умений
образа жизни
в проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта.
Режим питания и отдыха
Практическая деятельность и
восстановительные процессы
обучающихся:

Сроки
проведения
В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

2.3

3.
3.1.

3.2.

4.
4.1.

- формирование навыков правильного
режима дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета)
Психологическая и
Тренинги, круглые столы:
теоритическая подготовка
-формирование благоприятного
психологического климата в группе;
-профилактика стрессоустойчивости,
снятие нервных напряжений перед
стартом;
-приемы саморегуляции
Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая подготовка
Беседы, встречи, диспуты, другие
(воспитание патриотизма,
мероприятия с приглашением именитых
чувства ответственности перед спортсменов, тренеров и ветеранов спорта
Родиной, гордости за свой
с обучающимися и иные мероприятия,
край, свою Родину, уважение
определяемые организацией,
государственных символов
реализующей дополнительную
(герб, флаг, гимн), готовность образовательную программу спортивной
к служению Отечеству, его
подготовки
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе, легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура поведения
болельщиков и спортсменов на
соревнованиях)
Практическая подготовка
Участие в:
(участие в физкультурных - физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях и спортивных мероприятиях, спортивных
соревнованиях
и
иных соревнованиях, в том числе в парадах,
мероприятиях)
церемониях открытия (закрытия),
награждения на указанных мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки.
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка
Семинары, мастер-классы,
(формирование умений и
показательные выступления для
навыков, способствующих
обучающихся, направленные на:
достижению спортивных
- формирование умений и навыков,
результатов)
способствующих достижению

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

5.

6.

спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и
их мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов.
Работа с родителями
-индивидуальные беседы с родителями;
В течение года
- проведение анкетирования на различные
темы;
-организация родительских собраний,
совместных внеурочных занятий;
-консультация для родителей по
посещаемости, результативности
спортивных достижений, по выездам на
соревнования;
-координация воспитательных усилий для
родителей и тренеров-преподавателей;
-укрепление взаимодействия с семьями
обучающихся.
Имиджевая политика МБОУ -участие в пополнении сайта и группы
В течение года
ДО «СШ г.Пикалево им. Н.И. школы фотографиями с соревнований и
Жебко»
мероприятий различной направленности;
- участие в накоплении кубков и грамот для
пополнения музея школы

9. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним
Таблица 7
Этап
спортивной
подготовки

Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Содержание мероприятия и его форма

Сроки
проведения

Родительское собрание «Роль родителей в
процессе формирования антидопинговой 1 раз в год
культуры
Онлайн обучение на сайте РУСАДА
1 раз в год
Антидопинговая викторина «Играй честно»
1 раз в год
Семинар для спортсменов и тренеровпреподавателей
«Виды
нарушений
1 раз в год
антидопинговых
правил.
Проверка
лекарственных средств»
Родительское собрание «Роль родителей в
процессе формирования антидопинговой 1 раз в год
культуры
Онлайн обучение на сайте РУСАДА
1 раз в год
Антидопинговая викторина «Играй честно»
1 раз в год
Семинар для спортсменов и тренеровпреподавателей
«Виды
нарушений

1 раз в год

Рекомендации по
проведению
мероприятий

антидопинговых
правил.
лекарственных средств»

Проверка

10. Планы инструкторской и судейской практики
Инструкторская и судейская практика является продолжением учебнотренировочного процесса, которая способствует овладению практическими
навыками.
В основе инструкторской практики лежит принятая методика обучения.
Выполняя роль инструктора, обучающиеся учатся последовательно изучать
атакующие и защитные действия. Инструктор обязан правильно назвать это
действие в соответствии с терминологией, правильно показать его, дать тактическое
обоснование, обратить внимание обучающихся на важные элементы действия и
методы его разучивания. Инструктор должен правильно подавать команду для
исполнения действия, уметь находить и исправлять ошибки, рационально
дозировать нагрузку в процессе совершенствования действия.
Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на
всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и
практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника
судьи, секретаря, самостоятельного судейства.
Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного
изучения литературы, практических занятий.
Таблица 8
Начальный
Учебно-тренировочный этап
этап
- изучение основных методических принципов
организации и проведения тренировочного
занятия;
- изучение спортивной терминологии;
- изучение правил соревнований, судейской
терминологии и жестов;
Приобретение
- выполнение необходимых требований для
необходимых
присвоения судейской категории по виду спорта.
знаний, умений и
навыков в
Спортсмены должны привлекаться в качестве
области
помощников тренеров для проведения
инструкторской и
тренировочных занятий и спортивных
судейской
соревнований в группах НП и УТЭ
практики.
- знать правила соревнований и спортивной этики;
Достижение
- самостоятельно проводить разминку, занятия по
поставленных
физической подготовке, обучению основным
задач
техническим элементам и приемам;
- уметь составлять комплексы упражнений для
развития физических качеств, подбирать
упражнения для совершенствования техники;
- замечать и исправлять ошибки при выполнении
упражнений другими обучающимися.

11. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств
Учебно-тренировочные занятия и восстановление – составляющие единого
процесса овладения высоким спортивным мастерством. Система восстановительных
мероприятий имеет комплексный характер, включающий в себя различные средства,
при применении которых нужно учитывать возраст, спортивный стаж,
квалификацию и индивидуальные особенности обучающегося. Величина
тренировочных нагрузок и повышение уровня тренированности зависят от темпов
восстановительных процессов в организме спортсмена.
Таблица 9
Этапы
Наименование мероприятий
Педагогические средства восстановления:
- рациональное сочетание тренировочных средств разной
направленности;
- правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в учебнотренировочном занятии, так и в целостном тренировочном
процессе;
- введение специальных восстановительных микроциклов и
профилактических разгрузок;
- выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
- оптимальное использование средств переключения видов
спортивной деятельности;
- полноценные разминки и заключительные части тренировочных
занятий;
- использование методов физических упражнений, направленных
на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные
упражнения, упражнения на расслабление и т.д.).
Начальная
Психологические средства восстановления:
- снятие эмоционального напряжения;
подготовка
- методы внушения (приказ, самоприказ);
- дыхательная и мимическая гимнастика;
- постановка высоких и значимых для спортсмена промежуточных
целей тренировки и точное их достижение.
Гигиенические средства восстановления:
- соблюдение режима дня, предусматривающего определѐнное
время для тренировок, а так же сон, режим питания, питьевой
режим;
- гигиена тела (душ, ванны, сауна, баня);
- предотвращение перегрева и переохлаждения;
- оптимальная масса тела.
Медико-биологические средства восстановления:
- правильное питание;
- витаминизация (фармакотерапия);
- физиотерапия;
- массаж ручной и инструментальный;

- ЛФК;
Медико-биологические средства восстановления используются по
рекомендации и показаниям врача и должны постоянно
контролироваться.
Фармакологические средства восстановления:
- витаминизация (витамины группы В, С, Е, и т.д.).
Педагогические средства восстановления:
- рациональное сочетание тренировочных средств разной
направленности;
- правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в учебнотренировочном занятии, так и в целостном тренировочном
процессе;
- введение специальных восстановительных микроциклов и
профилактических разгрузок;
- выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
- оптимальное использование средств переключения видов
спортивной деятельности;
- полноценные разминки и заключительные части тренировочных
занятий;
- использование методов физических упражнений, направленных
на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные
упражнения, упражнения на расслабление и т.д.).
Психологические средства восстановления:
- снятие эмоционального напряжения;
- методы психологической защиты (фантазии, рационализации,
Учебнотренировочный замещение)
- методу внушения (приказ, самоприказ);
этап
- аудиовизуальные средства;
- дыхательная и мимическая гимнастика;
- постановка высоких и значимых для спортсмена промежуточных
целей тренировки и точное их достижение.
Гигиенические средства восстановления:
- соблюдение режима дня, предусматривающего определѐнное
время для тренировок, а так же сон, режим питания, питьевой
режим;
- гигиена тела (душ, ванны, сауна, баня);
- предотвращение перегрева и переохлаждения;
- оптимальная масса тела.
Медико-биологические средства восстановления:
- правильное питание;
- витаминизация (фармакотерапия);
- физиотерапия;
- массаж ручной и инструментальный;
- ЛФК;
- аэроионизация воздуха;

- электростимулирование;
- гидротерапия.
Медико-биологические средства восстановления используются по
рекомендации и показаниям врача и должны постоянно
контролироваться.
Фармакологические средства восстановления:
- витаминизация (витамины группы В, С, Е, и т.д.);
- препараты энергетического действия.
Постоянное применение одного и того же средства восстановления
уменьшает восстановительный эффект. Больший эффект даѐт использование
комплекса восстановительных мероприятий, в котором вначале надо применить
средства общего глобального воздействия, а затем локального. Особое внимание
уделять индивидуальной непереносимости тренировочных и соревновательных
нагрузок.
Все элементы восстановительных мероприятий должны быть тесно связаны
между собой. Они должны быть использованы в процессе УТЗ, между УТЗ, между
микроциклами, этапами, периодами учебно-тренировочного процесса, годами
обучения. С ростом спортивного мастерства большее значение приобретают
средства переключения деятельности.
На учебно-тренировочном этапе, вопросам восстановления должно уделяться
большее внимание в связи с возрастанием объемов и интенсивности тренировочных
нагрузок, сокращением сроков на восстановление при увеличении количества
учебно-тренировочных занятий в неделю. К наиболее действенным и доступным
физиологическим средствам восстановления относятся различные виды массажа,
баня, сауна, водные процедуры.
III. Система контроля
12. Промежуточный контроль проводится с целью оценки уровня и качества
освоения обучающимися комплексных учебных задач, поставленных на учебный
год. Формы контроля: выполнение контрольно-переводных нормативов.
Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня усвоения
обучающимися содержания программного материала, а так же всего объѐма знаний,
умений, навыков и способностей самостоятельно использовать эту совокупность
качеств. Формы контроля: контрольные испытания, анализ результатов
соревновательной деятельности.
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
12.1.На этапе начальной подготовки:
-изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
-повысить уровень физической подготовленности;
-овладеть основами техники вида спорта «плавание»;
-получить общие знания об антидопинговых правилах;
-соблюдать антидопинговые правила;

-ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки.
12.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
-повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
-изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «плавание»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
-соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
-изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
-овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«плавание»;
-изучить антидопинговые правила;
-соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
-ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором
и третьем году;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная
с четвертого года;
-получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства.
Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных
комплексов
контрольных
упражнений,
перечня
тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками
(далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки
13.1.Нормативы общей физической подготовки и специальной физической
подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки для
спортивной дисциплины "плавание"
Таблица 10
N
п/п

Упражнения

Единица
измерения

Норматив до года
обучения
мальчики

девочки

Норматив свыше года
обучения
мальчики

девочки

1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.

Бег на 30 м

с

не более

не более

6,9
1.2.

Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу

Наклон вперед из положения
1.3. стоя на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
1.4.

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

количество
раз

7,1

6,5

не менее
7

6,8
не менее

4

10

5

не менее

не менее

см
+1

+3

+4

+5

не менее

см

110

не менее

105

120

110

2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1. Плавание (вольный стиль) 50 м

2.2.

2.3.

Бег челночный 3х10 м с
высокого старта
Исходное положение – стоя
держа мяч весом 1 кг за
головой. Бросок мяча вперед

Исходное положение – стоя,
держа гимнастическую палку,
ширина хвата 50 см.
2.4.
Выкручивание прямых рук в
плечевых суставах впередназад

без учета времени

без учета времени

не более

не более

с

10,1

10,6

9,8

не менее

10,3
не менее

м
3,5

3

4

не менее
количество
раз

1

3,5
не менее

3

13.2.Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта
"плавание"
Таблица 11
N
п/п

Упражнения

Единица измерения

Норматив
юноши девушки

1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.

Бег на 1000 м

мин, с

не более
5.50

1.2.

1.3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на
полу

количество раз

Наклон вперед из положения стоя на
гимнастической скамье (от уровня скамьи)

см

6.20

не более
13

7

не менее
+4

+5

1.4.

Челночный бег 3 x 10 м

не более

с

9,3
1.5.

Прыжок в длину с места толчком двумя
ногами

9,5

не менее

см

140

130

2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.

2.2.

2.3.

Исходное положение – стоя, держа мяч
весом 1 кг за головой. Бросок мяча вперед
Исходное положение – стоя, держа
гимнастическую палку, ширина хвата 60
см. Выкручивание прямых рук в плечевых
суставах вперед-назад
Исходное положение – стоя, в воде у борта
бассейна. Отталкиванием двух ног
скольжение в воде лежа на груди, руки
вперед

не менее

м

4,0

3,5

не менее
количество раз
3
не менее
м
7,0

8,0

3. Уровень спортивной квалификации

3.1.

.2.

Период обучения на этапе спортивной
подготовки (до трех лет)

3
Период обучения на этапе
спортивной подготовки (свыше трех лет)

Спортивные разряды –
"третий юношеский спортивный разряд",
"второй юношеский спортивный разряд",
"первый юношеский спортивный разряд"
Спортивные разряды –
"третий спортивный разряд",
"второй спортивный разряд",
"первый спортивный разряд"

В зачет учащимся идут итоговые результаты тестирования ОФП и СФП
выполнения всех тестов.
Суммарная оценка результатов тестирования равна:
Высокий уровень подготовленности –7 баллов и выше;
Средний уровень подготовленности – от 4-7 баллов;
Низкий уровень подготовленности – 0-4.
Уровень результатов для перевода на следующий этап спортивной
подготовки является высокий (7 и выше).
Минимальный проходной балл - не менее 7 баллов.
Оценка уровня подготовки обучающихся по видам подготовки, не связанным
с физическими нагрузками осуществляется по зачетной системе в форме устных
опросов с фиксацией результатов в опросном листе. Количество верных ответов для
получения оценки «зачет» по видам подготовки, не связанным с физическими
нагрузками, устанавливается локально, доводится до сведения обучающихся не
позднее чем за неделю до проведения аттестации. Перечень вопросов по этапам
спортивной подготовки представлен в виде тестов.

Перечень тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками
Тестовые задания.
В предложенных тестах необходимо выбрать один ответ.
1. Какой способ плавания не является спортивным?
а) плавание на боку
б) кроль на спине
в) кроль на груди
г) брасс
2. Какой способ плавания является самым быстрым?
а) вольный стиль
б) кроль на груди
в) кроль на спине
г) баттерфляй
3. Что такое плавание?
а) вид спорта
б) развлечение
в) игра
г) соревнование
4. Какой способ спортивного плавания считается самым медленным?
а) кроль на спине
б) баттерфляй
в) брасс
г) кроль на груди
5. Какая дистанция считается самой короткой в спортивном плавании?
а) 100м
б) 50м
в) 20м
г) 25м
6. Через сколько после приема пищи можно заниматься плаванием?
а) сразу после приема пищи
б) через 1.5-2 часа
в) 3-4 часа
г) через 30 минут
7. С какого наиболее важного элемента начинается обучение плаванию?
а) с движений ногами
б) с движений руками
в) с дыхания
г) с движений руками и ногами
8. Назовите спортивные способы плавания
а) кроль, брасс, по-собачьи
б) дельфин, кроль, по-морскому
в) вольный стиль
г) кроль на груди, брасс, баттерфляй, кроль на спине

9. В каком году плавание было включено в программу Олимпийских игр?
а) 1996 год
б) 1896 год
в) 1806 год
г) 1906 год
10. Какой вид спортивного плавания является самым древним?
а) брасс
б) кроль
в) дельфин
г) баттерфляй
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки
Основной формой организации и проведения учебно-тренировочного
процесса является учебно-тренировочное занятие. Длительность учебнотренировочного занятия составляет 2-4 часа. Каждое очередное занятие органически
связано с предшествующим и последующими учебно-тренировочными занятиями,
базируется на подготовке, полученной на предыдущем занятии и является основой
для предстоящих занятий. Задачи, содержание и направленность занятия
определяется задачами этапа подготовки и настоящей Программой. В плане занятия
уточняются конкретные задачи, подбор упражнений, последовательность их
выполнения, дозировка, режим выполнения, методика проведения.
Учебно-тренировочное занятие по плаванию условно делят на три части:
подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия включает организацию обучающихся
(построение группы, расчет, учет посещаемости, объяснение задач) и их подготовку
к выполнению задач основной части. Подготовительная часть направлена на подъем
общего функционального состояния организма обучающегося, на достижение им
оптимального уровня работоспособности. В нее входит различные виды ходьбы и
бега, общеразвивающие упражнения на гибкость, силу, гимнастика, проплывание
определенной дистанции в свободном темпе одним способом или комплексно,
проплывание отрезков по элементам (с помощью ног, рук упражнения) и способом в
целом.
Основная часть занятия, как правило, проводится в воде и направлена на
решение основных задач конкретного занятия: освоение с водой, изучение и
совершенствование техники спортивного плавания, стартов, поворотов, развитие
общей выносливости, развитие специальной выносливости, развитие скорости и т.д.
Построение основной части занятия в зависимости от воздействия может иметь
комплексную и избирательную направленность. Основная часть обычно занимает
наибольшее время занятия.
В заключительной части занятия предусматривает снижение физической
нагрузки, повысив в тоже время эмоциональность занятия. Поэтому в конце
проводятся игры, прыжки и эстафеты. Занятие заканчивается организованным

выходом группы из воды, построением расчетом, подведением итогов занятия,
сообщением домашнего занятия.
Продолжительность частей учебно-тренировочного занятия зависит от общей
продолжительности занятия, подготовленности обучающихся, решаемых задач и
характера привлекаемых средств.
Этап начальной подготовки
Основное содержание этапа начальной подготовки составляет обучение
технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа
подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые
методы обучения.
Преимущественной направленностью учебно-тренировочного процесса в
группах начальной подготовки являются обучение и совершенствование навыков
плавания спортивными способами, развитие общей выносливости (на базе
совершенствования аэробных возможностей), гибкости и быстроты движений.
Средства обучения плаванию.
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы
физических упражнений:
- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
- подготовительные упражнения для освоения с водой;
- учебные прыжки в воду;
- игры на воде;
- упражнения для изучения техники спортивных способов плавания;
- упражнения для изучения техники стартов, поворотов.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения применяются в
целях:
- повышения уровня общего физического развития занимающихся;
- совершенствования основных физических качеств, определяющих
успешность обучения и тренировки в плавании (координация движений, сила,
быстрота, выносливость, подвижность в суставах);
- организации внимания обучающихся и предварительной подготовки к
изучению основного учебного материала в воде.
Выполнение общеразвивающих упражнений при обучении плаванию
направлено главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата,
формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки у
обучающихся.
Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями,
выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению
техники плавания.
Имитационные упражнения: движения руками, ногами, туловищем, как при
плавании кролем на груди, на спине, брассом и баттерфляем в сочетании с
дыханием; на гимнастическом мате группировки, кувырки и вращения,
имитирующие элементы техники скоростных поворотов на груди и спине.
Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают решать
следующие задачи:

- формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых,
зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих
основным свойствам и условиям водной среды;
- освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде – как
подготовка к изучению техники спортивного плавания;
- устранение инстинктивного страха перед водой – как основа
психологической подготовки к обучению.
- подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов
прикладного плавания.
Игры в воде проводятся в заключительной части занятия. Они улучшают
эмоциональное состояние обучающихся, позволяют закрепить изученный материал,
повышают интерес к занятиям. На этапе начальной подготовки первого года
обучения игра является основным методом обучения наряду с упражнением:
 игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды;
 игры с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде;
 игры с всплыванием и лежанием на воде;
 игры с выдохами в воду;
 игры со скольжением и плаванием;
 игры с прыжками в воду;
 игры с мячом.
Подготовительные упражнения для освоения с водой
 Ходьба по дну в разных позициях;
 Прыжки по дну;
 Поочередное движения руками стоя на дне;
 Бег с гребковыми движениями руками;
 Упражнения на чувство воды (упр. восьмѐрка и т.п.);
 Выдохи в воду;
 Приседания с погружением;
 Упражнения «поплавок», «звездочка», «медуза»;
 Скольжения в разных позициях;
 Прыжки в воду из различных положений сидя, стоя;
 Упражнения, направленные на обучение техники плавания кроль на груди,
кроль на спине, брасс и баттерфляй.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания являются
ведущим средством обучения на этапе начальной подготовки, их изучению
отводится основная часть тренировки на воде:
- упражнения для изучения техники кроля на груди;
- упражнения для изучения техники кроля на спине;
- упражнения для изучения техники брасса;
- упражнения для изучения техники дельфина (баттерфляя).
Изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой
последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:
1) положение тела,
2) дыхание,

3) движения ногами,
4) движения руками,
5) общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно
усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение
упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющимся рабочей позой
пловца. Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
1) ознакомление с движением на суше – проводится в общих чертах, без
отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на
суше и воде различны;
2) изучение движений в воде с неподвижной опорой – при изучении движений
ногами в качестве опоры используется бортик бассейна; движения руками
изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
3) изучение движений в воде с подвижной опорой – при изучении движений
ногами и руками применяются плавательные доски, колобашки; в особых случаях
движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении
лежа на воде с поддержкой партнером.
4) изучение движений в воде без опоры – все упражнения этой группы
выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование различных элементов техники и объединение
их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
1) движения ногами с дыханием;
2) движения руками с дыханием;
3) движения ногами и руками с дыханием;
4) плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения
необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом –
насколько позволяет уровень подготовленности обучающихся.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее
значение приобретает метод целостного выполнения техники. Поэтому на каждом
занятии соотношение плавания в полной координации и плавания по элементам с
помощью движений руками и ногами должно быть 1:1. Совершенствование техники
плавания проводится с обязательным изменением условий выполнения движений.
С этой целью применяются следующие варианты плавания:
- поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например,
плавание вдоль и поперек бассейна);
- проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
- чередование плавания в облегченных и в усложненных условиях в заданном
темпе (например, плавание по элементам в полной координации; плавание по
элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в
полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания
обеспечивают:
- разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет
сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;

- умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся
условиях;
- формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с
особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Упражнения для изучения техники стартов и поворотов
Старт из воды начинают разучивать сразу после освоения скольжения и
плавания на спине. Ко времени изучения стартового прыжка с тумбочки
обучающиеся должны овладеть техников выполнения учебных прыжков в воду.
Сначала разучивают спад в воду с отталкиванием в конце падения, затем –
разучивают стартовый прыжок с бортика бассейна и только после этого приступают
к изучению стартового прыжка с тумбочки.
Когда обучающиеся освоят технику плавания кролем на спине, кролем на
груди и смогут проплыть 25 м и более, следует начинать изучение техники
поворотов. Сначала изучается техника простых поворотов, которая является
основой для дальнейшего овладения более сложными скоростными вариантами.
Элементы поворота разучиваются в последовательности: скольжение и первые
гребковые движения; подплывание к поворотному щиту и касание его рукой,
группировка, вращение, постановка ног на щит и отталкивание. Затем поворот
выполняется в целостном виде.
Занятия на втором году обучения в основном направлены на
совершенствование техники плавания кролем на груди, кролем на спине, изучение и
совершенствование техники плавания баттерфляем, брассом, стартов и поворотов.
Среди средств подготовки широко используются общеразвивающие, специальные и
имитационные упражнения на суше, упражнения для изучения и совершенствования
техники спортивных способов плавания, игры, эстафеты, прыжки в воду.
В содержание занятий входят:
 плавание всеми способами;
 упражнения, направленные на обучение техники плавания кроль на груди,
кроль на спине, брасс и баттерфляй.
 упражнения в парах с различным положением рук, с помощью одних ног
или рук, плавание «на сцепление», «с обгоном», с дыханием на 3, 5, 7 гребков и т.п.
Изучаются повороты «кувырок» и «маятник», отрытый и закрытый на спине.
Используются дистанции до 400 м одним способом или комплексным
плаванием, в полной координации и на ногах; дельфином - не более 100 м.
Типичные тренировочные серии: 3-4 х 200 м, 4-8 х 100 м, 6-10 х 50 м, чередуя
способы и темп; 4-6 х 25 м.
В конце второго года обучения обучающийся должны освоить технику всех
спортивных способов плавания, стартов, простых поворотов, проплыть со старта в
полной координации 25 м баттерфляй, 50 м на спине, 25 м брасс, 50 м кроль на
груди, 100 м комплексное плавание, 100 м вольный стиль.
Учебно-тренировочный этап
Основной направленностью учебно-тренировочного процесса на этом этапе
являются:

- создание запаса подвижности в суставах с применением активных и активнопассивных упражнений;
- развитие аэробных возможностей с помощью средств ОФП (бег, гребля,
лыжные гонки и т.д.), постепенного увеличения объема плавания и длины
тренировочных отрезков, большого объема плавания по элементам, так как в этом
возрасте имеется положительный перенос тренированности в разных видах
деятельности;
- постепенное увеличение пульсовой интенсивности нагрузок и скорости
плавания на тренировках с эпизодическим использованием в учебно-тренировочном
процессе нагрузок анаэробно-гликолитической направленности;
- для развития силовых способностей применяются разнообразные
упражнения с малыми и средними отягощениями с акцентом на темп движений с
использованием разнообразных упражнений, круговая тренировка, наращивание
объема нагрузок при фиксированном сопротивлении;
- для переноса силы с суши на воду применяются плавание по элементам,
внесение «силовых добавок» в процессе выполнения гребковых движений, не
нарушающих кинематику движений;
- обучение сознательному контролю за темпом и шагом гребковых движений.
Основной особенностью занятий является доступность учебного материала
для обучающихся разного уровня подготовленности, приступивших к занятиям в
учебно-тренировочных группах. Учебно-тренировочные занятия на суше
направлены на разностороннюю физическую подготовку. Занятия на воде
направлены на совершенствование техники четырех спортивных способов плавания,
стартов и поворотов, постепенное увеличение длины дистанций, проплываемых
каждым способом без ошибок. Это должно подвести всю группу к тому уровню
подготовленности, который позволяет коллективно выполнять основные
тренировочные серии в заданных временных режимах.
Повышается плотность занятий, увеличивается длина проплываемых
тренировочных дистанций и количество повторений в тренировочных сериях.
Объем плавания за одно занятие – от 2000 м до 4000 м.
Основу плавательной подготовки продолжает составлять работа над техникой
четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов, повышение точности
и экономичности движений, воспитания базовой выносливости. На суше
доминируют упражнения на гибкость, имитационные упражнения для
совершенствования элементов техники плавания, упражнения для укрепления
основных звеньев опорно-двигательного аппарата, спортивные игры и эстафеты.
В содержание занятий входят:
Плавание всеми способами;
Совершенствуются упражнения, направленные на обучение техники плавания
кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй;
Совершенствуются упражнения в парах с различным положением рук, с
помощью одних ног или рук, плавание «на сцепление», «с обгоном», с дыханием на
3, 5, 7 гребков и т.п.;
Совершенствуются повороты «кувырок» и «маятник», отрытый и закрытый на
спине;

Используются дистанции, используемые в официальных соревнованиях всеми
способами плавания;
Типичные тренировочные серии: 6-8 х 200 м, 8-12 х 100 м, 12-16 х 50 м,
чередуя способы и темп; 4-8 х 25 м., 4-8 х 12,5 м.;
По окончанию учебно-тренировочного этапа обучающийся должен владеть
техникой проплывание всех официальных дистанций, стартов, поворотов, а так же
определиться со специализацией по основному стилю плавания.

15.Учебно-тематический план
Таблица 12
Этап
спортивной
подготовки

Этап
начальной
подготовки

Темы по теоретической
подготовке
Всего на этапе начальной
подготовки до одного года
обучения/ свыше одного
года обучения:
История возникновения
вида спорта и его развитие
Физическая культура –
важное средство
физического развития и
укрепления здоровья
человека
Гигиенические основы
физической культуры и
спорта, гигиена
обучающихся при занятиях
физической культурой и
спортом
Закаливание организма
Самоконтроль в процессе
занятий физической
культуры и спортом
Теоретические основы
обучения базовым
элементам техники и
тактики вида спорта
Теоретические основы
судейства. Правила вида

Объем
времени в
год
(минут)

Сроки
проведения

Краткое содержание

≈ 120/180
≈ 13/20

сентябрь

≈ 13/20

октябрь

≈ 13/20

ноябрь

≈ 13/20

декабрь

≈ 13/20

январь

≈ 13/20

май

≈ 14/20

июнь

Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся
спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры.
Физическая
культура
как
средство
воспитания
трудолюбия,
организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и
навыков.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на
спортивных объектах.

Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой,
солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической
культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание.
Понятие о травматизме.
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по
технике их выполнения.

Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты)
спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная

спорта

Режим дня и питание
обучающихся
Оборудование и
спортивный инвентарь по
виду спорта
Всего на учебнотренировочном этапе до
трех лет обучения/ свыше
трех лет обучения:

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

≈ 14/20

август

≈ 14/20

ноябрь-май

≈ 600/960

Роль и место физической
культуры в формировании
личностных качеств

≈ 70/107

сентябрь

История возникновения
олимпийского движения

≈ 70/107

октябрь

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 70/107

ноябрь

Физиологические основы
физической культуры

≈ 70/107

декабрь

≈ 70/107

январь

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося
Теоретические основы
технико-тактической
подготовки. Основы
техники вида спорта

работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности
спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных
соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта.
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в
жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание.
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и
спортивного инвентаря.

≈ 70/107

май

Психологическая
подготовка

≈ 60/106

сентябрьапрель

Оборудование, спортивный

≈ 60/106

декабрь-май

Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление
культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных
качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных
силах.
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи.
Международный Олимпийский комитет (МОК).
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное,
сбалансированное питание.
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной
деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при
спортивной
деятельности.
Физиологические
механизмы
развития
двигательных навыков.
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы
спортивных соревнований.
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления.
Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной
техники в достижении высокого спортивного результата.
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая
подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые
качества личности
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта,

инвентарь и экипировка по
виду спорта
Правила вида спорта

≈ 60/106

декабрь-май

подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и
экипировки к спортивным соревнованиям.
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников
спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных
соревнованиях.

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «плавание» относятся:
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида спорта "плавание" основаны на особенностях вида
спорта "плавание" и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа
спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта "плавание", по
которым осуществляется спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "плавание" учитываются организациями, реализующими
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при
формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки,
в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный
год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в
список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации
по виду спорта "плавание" участия в официальных спортивных соревнованиях по
виду спорта "плавание" не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а
также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "плавание".
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
Для реализации программы у МБОУ ДО «СШ г.Пикаелво им. Н.И.Жебко»
имеется спортивный корпус. расположенный по адресу: Ленинградская область,
Бокситогорский район, г. Пикалѐво, ул. Гузеевская, дом 26.
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров,
заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации, существенным условием которых является право пользования

соответствующей
материально-технической
базой
и
(или)
объектом
инфраструктуры):
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие тренажерного зала;
- наличие раздевалок, душевых;
- наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих
пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в
организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм
медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный
№ 61238);
- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки:
Таблица 13
N
п/п

Наименование оборудования и спортивного
инвентаря

Единица
измерения

Количество
изделий

1.

Весы электронные

штук

1

2.

Доска для плавания

штук

30

3.

Доска информационная

штук

2

4.

Колокольчик судейский

штук

10

5.

Ласты тренировочные для плавания

штук

30

6.

Лопатка для плавания (большие, средние,
кистевые)

штук

60

7.

Мат гимнастический

штук

15

8.

Мяч ватерпольный

штук

5

9.

Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)

комплект

2

10.

Поплавки-вставки для ног (колобашка)

штук

30

11.

Пояс пластиковый для плавания с сопротивлением

штук

30

12.

Разделительные дорожки для бассейна
(волногасители)

комплект

1

13.

Секундомер настенный четырехстрелочный для
бассейна

штук

2

14.

Секундомер электронный

штук

8

15.

Скамейка гимнастическая

штук

6

- спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование:
Таблица 14
Этапы спортивной подготовки

Един
N
Наименован ица Расчетная
п/п
ие
измер единица
ения

1.

Гидрокостю
м стартовый
(женский)

2.

Гидрокостю
м стартовый
(мужской)

3.

Костюм
спортивный

4.

Кроссовки
спортивные

5.

Купальник
женский

6.

Носки

7.

Очки для
плавания

8.

Плавки
(мужские)

9.

Полотенце

Этап начальной
подготовки

количе
ство

срок
эксплуат
ации
(лет)

штук

на
обучающ
егося

-

штук

на
обучающ
егося

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

количе
ство

срок
эксплуат
ации
(лет)

-

-

-

-

штук

на
обучающ
егося

-

пар

на
обучающ
егося

Этап
совершенствовани
я спортивного
мастерства

Этап высшего
спортивного
мастерства

количе
ство

срок
эксплуат
ации
(лет)

количе
ство

срок
эксплуат
ации
(лет)

-

1

1

2

1

-

-

1

1

2

1

-

-

-

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

штук

на
обучающ
егося

-

-

2

1

2

1

2

1

пар

на
обучающ
егося

-

-

-

-

1

1

1

1

штук

на
обучающ
егося

-

-

2

1

2

1

2

1

штук

на
обучающ
егося

-

-

2

1

2

1

2

1

штук

на
обучающ
егося

-

-

-

-

1

1

1

1

Рюкзак
10.
спортивный
Футболка с
11. коротким
рукавом
Шапочка
12. для
плавания

штук

на
обучающ
егося

-

-

-

-

1

1

1

1

штук

на
обучающ
егося

-

-

-

-

1

1

1

1

штук

на
обучающ
егося

-

-

2

1

3

1

3

1

- обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно, за счет средств, выделенных школе на выполнение
муниципального задания на оказание услуг по реализации дополнительной
образовательной программы по виду спорта «бокс», либо средств получаемых от
привлечения внебюджетных средств от физических и юридических лиц;
- обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий, за счет средств, выделенных школе на выполнение
муниципального задания на оказание услуг по реализации дополнительной
образовательной программы по виду спорта «бокс», либо средств получаемых от
привлечения внебюджетных средств от физических и юридических лиц;
- медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию
систематического медицинского контроля.
18. Кадровые условия реализации Программы:
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение
тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида
спорта «бокс», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартом "Тренер-преподаватель", утвержденным приказом Минтруда России от
24.12.2020
N
952н
(зарегистрирован
Минюстом
России
25.01.2021,
регистрационный
N
62203),
профессиональным
стандартом
"Тренер",
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (зарегистрирован
Минюстом России 25.04.2019, регистрационный N 54519), профессиональным
стандартом "Специалист по инструкторской и методической работе в области
физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минтруда России от
21.04.2022
N
237н
(зарегистрирован
Минюстом
России
27.05.2022,
регистрационный N 68615), или Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта",
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н
(зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054).

Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей с
целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий
обеспечивается освоением дополнительное профессиональное образование по
профилю педагогической деятельности (по программам повышения квалификации)
не реже одного раза в три года.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
Список источников:
1. Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных
пловцов [Текст]: учебное пособие по направлению 49.04.01 "Физическая культура" /
В. И. Григорьев [и др.]; М-во спорта Рос. Федерации; Национальный
государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2014. - 104 с. - Библиогр. с. 102-104.
2. Козлов А.В. Теория и методика плавания: ныряние, спасание утопающих и
переправы вплавь [Текст]: учебное пособие по направлению 49.03.01 "Физическая
культура" / А. В. Козлов; Национальный государственный университет физической
культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СанктПетербург: [б. и.], 2014. - 82 с.: ил. - Библиогр. с. 82.
3. Козлов А.В. Теория и методика плавания: основы и техника спортивных
способов плавания, стартов и поворотов [Текст]: учебное пособие по направлению
49.03.01 "Физическая культура" / А. В. Козлов; Национальный государственный
университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, СанктПетербург. – Санкт-Петербург: [б. и.], 2014. - 131 с.: ил. - Библиогр. с. 131.
4. Козлов А.В. Технологии спортивной тренировки в ИВС плавании:
совершенствование спортивных способов плавания [Текст]: учебное пособие по
направлению 49.03.01 "Физическая культура" / А. В. Козлов; Министерство спорта
Российской Федерации; Национальный государственный университет физической
культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, СанктПетербург. - СанктПетербург: [б. и.], 2014. - 120 с.: ил. - Библиогр. с. 120.
5. Козлов А.В. Технологии спортивной тренировки в плавании: подготовка
олимпийского резерва в спортивном плавании [Текст]: учебное пособие по
направлению 49.03.01 "Физическая культура" / А. В. Козлов; Министерство спорта
Российской Федерации; Национальный государственный университет физической
культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, СанктПетербург. - СанктПетербург: [б. и.], 2014. - 134 с.: ил. - Библиогр. с. 132-134.
6. Крылов А.И. Тренерский практикум по избранному виду спорта со
спортсменами различной квалификации (плавание) [Текст]: учебное пособие по
направлению 49.04.01 "Физическая культура" / А. И. Крылов, Е. В. Ивченко, А. А.
Литвинов; М-во спорта Рос. Федерации; Национальный государственный
университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, СанктПетербург. - СПб. [б. и.], 2014. - 97 с.: ил. - Библиогр. с. 96-97.
7. Теория и методика спорта высших достижений (плавание) [Текст]: учебное
пособие по направлению 49.04.01 "Физическая культура" / В. И. Григорьев [и др.];
Министерство спорта Российской Федерации; Национальный государственный

университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, СанктПетербург. - СПб. [б. и.], 2014. - 103 с.: ил. - Библиогр. с. 99-103.
Перечень аудиовизуальных средств, необходимый для использования в работе
лицами, осуществляющими спортивную подготовку:
1. Видеоролик «Комплексы специальных физических упражнений на суше».
2. Видеоролик «Техника спортивных способов плавания, поворотов и
стартов».
Перечень интернет-ресурсов, необходимый для использования в работе
лицами, осуществляющими спортивную подготовку:
1. Http://www.fina.org - официальный сайт Международной федерации
плавания.
2. Http://www.russwimming.ru – официальный сайт Всероссийской федерации
плавания.
3. Http://www.swim7.narod.ru- сайт тренеров по плаванию (групповое,
индивидуальное обучение, статьи, видео по технике плавания, фотоальбомы).
4. Http://www.swimmer.ru- центр обучения плавания взрослых.
5. Http://www.swimsport.ru- новости водных видов спорта.
6. Http://www.virtual-swin.com- техника плавания.
7. Http://www.swim-video.ru- техника плавания известных пловцов.
8. Http://www.len.eu – официальный сайт Европейской лиги плавания.
20. Дистанционное обучение
Реализация Программы в дистанционном формате и в формате
индивидуальных занятий проходят по утвержденному расписанию и в соответствии
с "Положением о реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий".
Для работы в дистанционном режиме тренера-преподаватели используют
разнообразные мессенджеры и программы для видеосвязи (выбор программ
осуществляется в зависимости от технических возможностей обучающихся).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».